Народный архив Тульской губернии. Чернский уезд
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Народный архив Тульской губернии. Чернский уезд

Филиал народного архива Российской Империи. Обмен генеалогической информацией, взаимопомощь и взаимовыручка тех, кто ищет

Поиск по галерее сайтов
Последние темы
Сообщите о нас пожалуйста
Партнеры
Создать форум

Не назойливая реклама
Здесь может быть Ваша реклама
Все флаги в гости к нам
Flag Counter
Счетчик
счетчик посещений Яндекс.Метрика

Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Информация о Чернском уезде

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Сизиф

Сизиф
Автор идеи - основатель
Автор идеи - основатель

http://заря-чернь.рф/history/czerny/304-ocherk-istorii-chernskoi-zemli.html

ОЧЕРК ИСТОРИИ ЧЕРНСКОИ ЗЕМЛИ

Древнейшими обитателями нашего края были финно-угорские племена. В V-VI вв. они были вытеснены пришедшим с запада, «от ляхов, как говорится в «Повести временных лет», крупным славянским племенным союзом, известным под названием «вятичи». В отличие от финских племен, почти не оставивших после себя материальных памятников, о племенах вятичей мы можем судить по ряду городищ, расположенных по рекам в Чернском районе, как то: Синюковское, Ветровское, Платицынское, Михайловское, Стекольно-Слободское, и курганам, которые, к сожалению, подвергались распашке. Например, от уникальной курганной группы близ д. Тшлыково, насчитывавшей в 1908 г. 115 насыпей, сохранилось лишь 4 кургана.
Курганы и городища на территории Чернского района неоднократно обследовались и на них в разное время проводились археологические раскопки. На городищах были найдены остатки жилищ, фрагменты сельскохозяйственных орудий, украшений и других предметов быта вятичей. Вероятнее всего, городища были сожжены во время ордынского нашествия. В то время Чернская земля относилась к Черниговскому княжеству. Впоследствии, в результате дробления княжества на уделы, эти места входили в Одоевско-Новосильское удельное княжество и более 100 лет (с конца XIV в.) были в составе великого княжества Литовского. Лишь в 1494 г. Одоевско-Новосильское княжество вошло в состав Московского государства.
Время основания Черни неизвестно. Самое раннее упоминание о ней датировано июнем 1566 г. В духовной грамоте князя М. И. Воротынского мы читаем: «А что за мною государева жалованья наша вотчинка от прародителей наших и деда моего и отца моего и моя город Одоев да на Черни острог в Одоевском же уезде да город Новосиль, и те городы с посады и со всеми уезды с селы и от земли деревнями и со всеми землями и с лесы и со всякими доезды сыну моему Ивану».
Судя по завещанию 1572 г. царя Ивана Грозного, князь М. И. Воротынский потерял свой удел – его отобрал у князя сам царь, и город «на Черни» упоминается уже как собственность царя: «...А что есми был пожаловал князь Михаила княжь Иванова сына Воротынскаго старою его вотчиною, городом Одоевым, да городом Новасилью, да городом на Черни, и аз ту вотчину взял на себя».
В 1578 г. Чернь упоминается в «Книге Большому Чертежу»: «А на речки на Черни град Чернь, от Мценска 30 верст, а от Старые Крапивны 40 верст, а от Новые верст с 50 и больши».
Само расположение Черни предопределило ее назначение в качестве воинского поселения. Город находился между двумя главнейшими дорогами – Муравским шляхом и Пахнутцевой дорогой, – ведущими из «Дикого поля» в самое сердце Московии, на границе государства со степью и, наряду с другими пограничными городами, неоднократно подвергался опустошению во время набегов крымских татар и ногайцев.
С начала XVII в. мы видим Чернь самостоятельным городом, имеющим свой уезд. Уезд состоял из двух станов – Городецкого и Пятницкого – занимал в то время территорию, гораздо меньшую, чем территория современного Чернского района. Он располагался по верхнему течению рек Черни, Плавицы, Роски. Деревня Журавина (ныне с. Б. Скуратове) граничила с Мценским рубежом, д. Хмелевая и р. Снежедь находились уже в Мценском уезде, д. Лужны и казачье село Черноусово также располагались на самой окраине Чернского уезда и граничили с землями с. Ержина Мценского уезда.
К сожалению, описания внешнего вида города Черни начала XVII в. не сохранилось. В описи городов 1678 г. указывается, что «город Чернь построен на речке на Черни стоячим острогом. По городу 9 башень, в том числе 3 башни с проезжими вороты, 6 башень глухих». В сметном списке 1630 г. говорится о гарнизоне города: «На Черни голова, 60 человек стрельцов, 210 казаков, обоего 270 человек, служат стрельцы пешую, а казаки конную службу... На Черни пушкарей 6 человек, затинщиков 9 человек, казенный кузнец 1 человек, воротников 1 человек».
Служилые люди – стрельцы, казаки и пушкари – селились вокруг крепости на посаде отдельными слободами, так как принадлежали к разным приказам. Названия этих слобод – Стрелецкая, Казацкая и Пушкарская – сохранились до наших дней. Кроме того, были в Черни и две частновладельческие слободки. В писцовой книге 1630-1631 гг. говорится: «Да за княз Иваном ж князь Федоровым сыном Лыковым на Черни на посаде две слободки Верхняя и Нижняя. В Верхней слободке живут торговых и мастеровых людей...». Далее идет перечисление по дворам, упоминается род занятий «мастеровых» – шерстобит, красильщик, кузнец, гончар, записан даже нищий: «Микишка Яковлев сын прозвище Крюк, кормитца христовым имянем, бродит меж двор».
По писцовым и приправочным книгам видно, что в 1-й пол. XVII в. в городе Черни и уезде преобладало служилое население. Казакам, кроме слободы в городе на посаде, в Городецком стане уезда принадлежали еще 3 села и 5 деревень, которые отличались своей населенностью. По данным 1615 г., в с. Черноусове насчитывалось 48 дворов, в с. Бортном – 40 дворов, в с. Полянки — 31 двор. Число дворов в казачьих деревнях колебалось от 6 до 22. Всего в уезде в 1615 г. насчитывалось 184 казачьих двора. Кроме казачьих сел и деревень в двух станах Чернского уезда в 1630-1631 гг. было 5 сел, 30 деревень и 2 починка. В них насчитывалось 226 дворов дворян и детей боярских, 3 двора людских, 35 дворов крестьянских и 79 дворов бобыльских. Небольшое количество крестьянских и бобыльских дворов объясняется неспокойным приграничным положением уезда, подвергавшегося почти ежегодным набегам крымских татар. Например, в переписной книге 1646 г. при перечислении беглых крестьян д. Вышняя Ивица (ныне – д. Красивка) поместья Семена Офросимова отмечается: «А по допросу дворы их пожгли крымские люди».
Основная масса населения Чернского уезда, дворяне и дети боярские, составляли часть войска того времени и были обязаны нести городовую, осадную и полковую службу, являясь в войска «конен, люден и оружен» по первому требованию правительства в случае войны или очередного крымского набега. Чернские же служилые люди «по прибору», стрельцы и казаки, несли в основном сторожевую и оборонительную службу: «Они составляли гарнизон города, оберегали границы, посылались служить «на вестех», т. е. составляли сторожи и станицы... 40 человек чернских стрельцов и казаков живет в Орле, «переменяясь по два месяца», «на вестех во Мценску, в Новосили казаков по 2 человека живут понедельно».
Начало XVII в. было тяжелым временем для всего государства, а для южных пограничных рубежей особенно. Воспользовавшись Смутным временем, Крымское ханство активизировало свои набеги на Русь. Не обошло Чернский уезд и восстание И.И. Болотникова. Отряд одного из его сподвижников, дворянина Истомы Пашкова, двигался на Тулу через Новосиль, Мценск и Чернь. Мценский и Новосильский полки, куда входили чернские стрельцы и казаки, посланные на подавление «воровских людей», частично перешли на сторону восставших, «заворовали» и «целовали крест вору, царевичу Дмитрию». С грабительским походом приходил под Мценск и польский пан Заруцкий: «крепостей не взял, но разорил все вокруг». Чернские стрельцы и казаки участвовали в походе против Ивана Заруцкого и разбили его. В 1607 г. в войне с «Тушинским вором» Лжедмитрием II – несколько чернских дворян и детей боярских было особо отмечено царем Василием Шуйским – они получили свои поместья в вотчинное, т.е. пожизненное владение. В вотчинных жалованных грамотах указывалось: «...за царя Васильево Московское осадное сиденье».
К 30-м гг. XVII в. граница Русского государства отодвинулась на юг, но Чернь не потеряла своего значения «украинного города». По описи 1632 г. стольника и полкового воеводы Афанасия Левшина видно, что Чернь принадлежала к числу 12 городов Белгородской черты и служила сборным пунктом войск. Продолжалась и сторожевая служба. В 1632 г. чернские дети боярские совместно с новосильцами сражались с татарскими мурзами Салматом и Девлетом-Казы, которые привели в Новосильский уезд на р. Зушу 15000 татар: «Языков взяли 28 человек живых, да 8 голов татарских привезли, да побитых на смерть 30 человек... да полону отбили Мценского и Новосильского 2700 человек...». В следующем 1633 г. воевода Чернской крепости Богдан Тимирязев писал в челобитной царю: «...апреля в 27 день приходили татарове в Чернский уезд в деревню Калкон. И он на тех татар посылал голову Савелия Просветова, а с ними чернян детей боярских и казаков и государевым людям с татары был бой... татар побили и полон многих отбили, а в языцех взяли татарина. Да апреля ж в день 29... был бой на речке на Уготи и Божию милостию татар побили же... а в распросе же языки татарове сказывали, что пришло их в Русь с Казыева улуса татар с тремя мурзы 3400 человек».
Докатились до Черни и отголоски крестьянской войны под предводительством Степана Разина. Отдельные отряды восставших приходили с Дона в уезд. В сборнике «Крестьянская война под предводительством Степана Разина» приводится ряд документов, связанных с Чернским уездом. В одном из них говорится: «Во Мценску в приказной избе перед Микитою Ивановичем Лукиным жилец Микифор Тимофеев сын Шеншин сказал: «В нынешнем де в 179-м (1670-м) году сентября в 28 день ехал де он, Микифор, с товарыщи на государеву службу к Москве с Ыгнатьем да от земли Григорьем да с Ываном Ползиковыми. И как де оне будут в Черньском уезде в деревне Ивиц, и наехали де их воровския люди человек с 50, и учели де их, ево, Микифора, с товарыщи рубить саблеми и ис сайдаков стрелять и копьем колоть... А ясакам де оне, воровские люди, вопят: «козак, козак, Дон, Дон».
Таво ж числа ротмистр Иванова полку Лукина Григорей Корнилов сын Шеншин да прапорщик рейтарскаго строю Федорова полку Зыкова Сергей Иванов сын Ерыгин сказали: «В нынешнем де во 179-м году сентября в 29 день шли де мы на государеву службу на Олатарь в полки. И как де оне будут на Крапивенской степи на Озерках, и напали де на них воровския люди, человек с 50 и больши, и учели де их бить и саблеми сечь и иссайдаков стрелять и копьем колоть. И кони де у них те воровские люди и платья и деньги и всякие запасы пограбили, и товарищей де их и людей и крестьян перевязали, и держали де их сутки. А он де, Григорей, да Сергей, упатши на лошади, утекли на Чернь. А на другой же день те воровские люди пришли к Черни, и он де, Григорей, да Сергей градцкими людьми в чернских деревнях с теми воровскими людьми бились. А воевода де черньской в колокола звонил и ис пушек стрелять велел по тех воровских людей».
В конце XVII в. Чернь теряет свое значение как боевая крепость. Границы России отодвинулись далеко на юг, и татарские набеги уже не достигали чернских мест. По разделении в 1708 г. всей России на 8 губерний город Чернь был приписан, по корабельным делам, к Азовской губернии: «В нем тогда считалось, вероятно с уездом, 29 церквей, 1016 домов».
Именно к этому времени относится массовая вырубка и вывоз строевого, дубового и соснового леса из Чернского уезда на строительство кораблей в низовьях Дона. О величине лесных массивов, покрывавших территорию уезда, мы можем судить по писцовым книгам XVII в. «Черные» (т.е. дубовые, широколиственные) леса покрывали практически всю территорию чернского края. Лес вывозили до 1719 г. – времени сдачи Азова туркам вследствие Прутского мира. В результате в «Описании города Черни» (1784 г.) о наличии лесов в уезде пишется: «Строевого и дровяного лесу здесь так мало, что крестьяне, граждане и недостаточные помещики топят соломою».
С 1719-го по 1732 г. Чернь входила в состав Орловской провинции Киевской губернии.
12 апреля 1722 г. по личному указу Петра I была создана Герольдмейстерская контора. На должность товарища герольдмейстера был назначен граф Франциск Санти, который «особливо был для сочинения гербов». С 1724 г. Герольдмейстерская контора приступила к работе. На нее возлагалась задача по созданию городских гербов Российского государства. В указе говорилось: «Для запечатования судных дел... во всех судебных местах сделать печати, а именно: в губерниях и провинциях и городах, которые имеют гербы, на тех вырезать тех городов гербы, а которым нет, то нарисовать приличные вновь в Герольдмейстерской конторе...». Для создания новых гербов требовались сведения о городах. Их присылали в Герольдмейстерскую контору с мест. О городе Черни, как и о других городах Орловской провинции, сообщалось, что назван он по имени реки, на которой стоит. В гербе города Санти изобразил черно-синюю полосу. Это река Черная, «сей цвет доказывает ея глубину». Но новые городские гербы не были утверждены в то время. В 1727 г. Санти был сослан в Сибирь по подозрению в антиправительственном заговоре.
С 1732 г. Чернь была в составе Орловской провинции Белгородской губернии. «Деревянное укрепление, которым был окружен город, уже пришедшее в ветхость, в 1760 году было уничтожено».
9 марта 1775 г. по указу Екатерины II было основано Тульское наместничество, Чернь назначена уездным городом наместничества, а в 1777 г., с образованием губернии, – уездным городом Тульской губернии. 8 марта 1778 г. был утвержден герб Черни, сочиненный Санти. В описании герба говорилось: «В серебряном поле протекающая река Черная; сей цвет доказывает ея глубину, а по обеим ея сторонам по зеленому снопу травы».
Во второй половине XVIII в. происходит перепланировка русских городов. Планы составлялись на месте губернскими землемерами, а затем отправлялись в Петербург для утверждения в Сенате. План уездного города Черни был утвержден Сенатом и подписан Екатериной И 16 ноября 1779 г. По новому плану город располагался на левом берегу р. Черни и имел 4 больших улицы и 6 поперечных, образующих правильные квадратные кварталы, с восточной стороны (по нынешней ул. Космонавтов) ограничивался рвом и валом. Посадские слободы — Казацкой, Пушкарской и Стрелецкой – уже не входили в состав города, а становились отдельными населенными пунктами, хотя для заселения Черни была переселена в город часть жителей слободы Стрелецкой. Предусматривалась также постройка каменного собора на центральной площади, двух каменных приходских церквей и казенных каменных же зданий. Планировка улиц конца XVIII в. сохранилась в Черни до наших дней.
В описании города 1784 г. говорится: «Купцов не было в сем городе до 780-го года, а находились одни только мещане. В сем году некоторые из оных мещан вступили в купеческое звание и умножены присоединением к ним, по открытии наместничества, некоторого числа из церковников и отпущенных на волю людей. Торгуют пенькою, салом и кожами, покупая на торгах и отправляя для продажи в Мценск, Волхов и Белев. В лавках имеют самое малое число товару, нужного по большой части для крестьян, который привозят из Мценска. Еженедельные торги бывают в пятницу... Ярмарок как в городе так и в уезде не бывает. Есть, однако ж, в некоторых селениях хлебные торги... Фабрик и заводов в городе нет. В уезде находятся суконная и полотняная небольшие фабрики, кои по малости своей примечания не заслуживают».
С образованием Тульского наместничества территория Чернского уезда была сильно увеличена, она примерно на 1/3 превышала площадь современного района. В уезде тогда насчитывалось 68 сел, 3 слободы, 15 погостов, 132 сельца, 164 деревни.
В 1796 г. город Чернь был оставлен «за штатом» в Тульской губернии, при этом одна часть Чернского уезда отошла к Новосилю, другая – к Белеву.
В 1802 г. Чернь была восстановлена как уездный город. В том же 1802 г. совместными стараниями подполковника Я.С. Есипова и генерал-майора Е. И. Бланкеннагеля в с. Алябьево Чернского уезда построен первый в России сахарный завод, работавший на местном сырье, для чего в Алябьево было посажено 20 га свеклы. Завод просуществовал до 1854 г., сменив за это время нескольких владельцев. Сахар, производимый заводом, небольшой частью использовался для местных нужд, а в основном шел на производство водок.
12(24) июня 1812 г. армия Наполеона вторглась в пределы России. Неудачи русской армии в начале войны вынудили Александра I прибегнуть к помощи ополчения. Учрежденное временное ополчение делилось на 3 округи. В 1-ю округу, защищавшую Москву, входило и Тульское ополчение. На территории Чернского уезда был сформирован 2-й пеший казачий полк генерал-майора Федора Михайловича Рахманова, помещика Новосильского уезда. Всего Чернский уезд выставил 1094 пеших и 197 конных воинов. Кроме основного ополчения, в каждом уезде Тульской губернии было сформировано охранное ополчение, т. е. отряды местной самообороны. Инициатором создания охранного ополчения было чернское дворянство. Состояние Тульского ополчения высоко оценил М. И. Кутузов. 11 сентября он доносил царю: «Я при сем случае свидетельствую... об успехе, с коим большая часть Тульского ополчения сформирована».
В 1-й половине XIX в. основным видом производства в Чернском уезде было сельское хозяйство. Во всем уезде действовало лишь 14 фабрик и заводов, на которых трудился 861 человек. «Хлебопашество есть главный и единственный предмет здешних жителей: они при хорошем удобрении и обработке своих полей щедро награждаются за труды...». О самой Черни того времени при сравнении городов Тульской губернии говорилось: «Из уездных городов Белев есть лучший, а Чернь самый худший... весьма мал, правильно расположен и худо построен». В 30-50-х гг., XIX в. в городе насчитывалось 3 каменные церкви, 227 деревянных домов, 3 каменных дома, 13 лавок, 2 немощеные площади, 10 немощеных и 1 переулок, 1 деревянный мост, 1 свечной завод, 4 разных ремесленных заведения, 4 деревянные кузницы, 1 гостиница, 7 постоялых дворов, 1 ресторация, 2 рейнских погреба, 6 питейных домов, 6 военных будок, 1 полицейская будка, 1 городская застава, тюремный замок деревянный за пределами города (на его месте теперь располагается здание педагогического училища), 2 училища, уездное и приходское. Жителей в городе насчитывалось в 30-х гг. 1148 человек, в 50-х – 413 человек. Кроме того, по данным за 1833 г. в пригородных слободах – Стрелецкой, Пушкарской и Казацкой (ныне входят в состав п. Чернь) – проживало: в Стрелецкой – 89 однодворцев, в Пушкарской – 97 однодворцев, в Казачьей – 326 однодворцев. В Казачьей же слободе было 2 деревянные церкви.
Участвовали черняне и в Крымской войне 1853-1856 гг. В уезде была сформирована дружина №88, насчитывавшая более 800 человек, под командованием чернского уездного предводителя дворянства капитана Петра Николаевича Сухотина. В 1855 г. дружина направилась в Крым и осенью того же года приступила к возведению и охране под сильным артиллерийским огнем англичан и французов укреплений у г. Геническа. С февраля по апрель 1856 г. дружина была расквартирована в селах Акимовой Царицын-Куш, затем выступила в Тульскую губернию и 9 августа возвратилась домой. В честь благополучного возвращения с театра военных действий стараниями дружины в Покровской церкви г. Черни был устроен придел во имя Всех Святых.
К 1861 г. 92 % населения Чернского уезда находилось в крепостной зависимости. В период проведения Великих реформ бывшие крепостные крестьяне получили в надел по 2,8 десятины на душу, государственные крестьяне – по 4,5 десятины.
Революционные события 1905-1907 гг. были отмечены крестьянскими волнениями. Крестьяне поджигали стога сена и риги в помещичьих усадьбах, ломали инвентарь. В Чернском уезде подобные инциденты имели место в сельце Прилепы, деревнях Хитрово, Каратеево, селах Новые Горки и Воскресенское.
В 1917 г., после свержения самодержавия, начался активный захват крестьянами господских земель и имущества. В конце декабря 1917 г. проходивший в Туле V губернский крестьянский съезд закрепил победу Советской власти в губернии. В Черни и уезде власть к Советам перешла полностью 13 января 1918 г.
До 1926 г. Чернь являлась уездным городом, а затем была переведена в разряд сельских поселений. С этого года Чернь стала районным центром Тульской губернии. С 1929-го по 1937 г. Чернский район входил в состав Московской области, а в сентябре 1937 г. передан Тульской области.
На территории Чернского района расположено более 200 памятных мест. Здесь есть места, связанные с именами писателей И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, А.С. Грибоедова, Н.В. Успенского, поэта А.А. Дельвига, композитора А.С. Даргомыжского, советских писателей П.С. Сухотина, Б.И. Дмитревского, Г.А. Скребицкого, И.В. Сотникова и других.
Н.В. ИВАНОВ

https://naritg3.forum2x2.ru

2Информация о Чернском уезде Empty Образование Пн Апр 08, 2013 6:42 am

Сизиф

Сизиф
Автор идеи - основатель
Автор идеи - основатель

http://заря-чернь.рф/history/czerny/3205-nemnogo-istorii.html

До начала XIX века общественных школ на территории Чернского уезда не было. Образование тогда считалось частным, семейным делом. Богатые люди – дворяне, купцы – обучали своих детей на дому, приглашая для этой цели гувернёров, домашних учителей.
История сохранила первое упоминание об уездном приходском училище в Черни, открытом в 1827 году, и уездном училище (1828) В училище дети изучали Закон Божий, священную историю, много времени отводилось чтению рукописей, чистописанию, четырём действиям арифметики. Темпы обучения были крайне медленными, грамоту изучали несколько лет.
При храмах уезда открывались школы. Учителями в них были служители церкви. Так в казачьей Слободе Черни в 1843 году была школа грамоты. В Чернском уезде были и частные школы, основанные богатыми помещиками. В 1861 году частная начальная школа открылась в селе Троицком, а в 1875 году – в Черни.
Но положение учителя всегда было трудным. Очень современно звучат слова из доклада о жаловании учителей в Тульской губернии (1897): «Столь низкого вознаграждения учащих не существует нигде во всём мире. Кучера, повара, лакеи, плотники, кузнецы – все получают гораздо больше. Всякое ремесло и искусство ценится дороже, чем искусство учить детей в школе».
В начале XX века в Чернском уезде существовало множество разных школ – церковных, земских. В 1912 году в Черни учреждено высшее начальное училище, в котором учился Н.А. Вознесенский, и начала работу женская прогимназия. Но гимназии в Черни никогда не было. Желающие получить высшее образование обращались к Елизавете Соколовой, жене богатого чернского купца. Она готовила к поступлению в реальные училища и гимназии детей состоятельных чернян. Её учениками были будущие писатели Г. Скребицкий и В. Дмитревский. Из их книг мы знаем подробности обучения в школе «бабки Лизихи».
О других учителях дореволюционных школ сведений не сохранилось. Известно только, что преподавателями Чернского уездного училища в разные годы были выпускники Тульской духовной семинарии А.Г. Зеленецкий, этнограф, историк, краевед, и писатель-народник Н.В. Успенский.
М. РЕБРОВА, зав. музеем в с. Тургеневе

2011-2012 год богат на юбилеи школ. В 2011 г. празднуют 20-летие Архангельская (новая) школа; 40 лет – Долматовской, 95 – Поповской, 115 – Крестовской, 125 – Ержинской, 150 – Троицкой, 185 – Чернской №1. В 2012 г. – 25 лет – Краснопутской, 35 – Русинской, 50 – Чернской №2, 80 – Полтевской, 95 – Федоровской, 145 – Никольско-Вяземской

https://naritg3.forum2x2.ru

Сизиф

Сизиф
Автор идеи - основатель
Автор идеи - основатель

http://заря-чернь.рф/history/czerny/1279-nash-kray-v-cifrah.html

Наш край в цифрах

Население Чернского уезда в 1818 году составляло 37244 лиц мужского пола и 37658 женского пола.

Сословный состав Черни:
1847 год
всего жителей - 2067 человек,
дворян - 124 человека,
почетных граждан – 4 человека,
купцов – 377 человек,
мещан – 1493 человека.

1857 год
Всего жителей – 3012 человек,
Дворян – 230 человек,
Почетных граждан - 9 человек,
Купцов – 504 человека,
Мещан – 1984 человека.

К 1 января 1902 г. числилось в Чернском уезде (не считая города Чернь) лошадей 35588, рогатого скота 21974 головы, овец простых 102932, тонкорунных 3227, свиней 13900, коз 57.

1957 год

Численность населения Чернского района – 39 200 человек.
Площадь – 161,406 кв. км.
Пашня – 111,139 кв. км.
Колхозов – 37
Совхозов – 3
Машинно-тракторных станций – 3

https://naritg3.forum2x2.ru

Сизиф

Сизиф
Автор идеи - основатель
Автор идеи - основатель

http://заря-чернь.рф/history/czerny/275-po-sledam-predkov.html

Что же представлял наш край в далеком прошлом?
Еще во времена подвигов былинного Ильи Муромца никто не осмеливался ездить из Мурома в Киев «дорогой прямоезжею», то есть через наши лесистые места. Легко себе представить, какими были здесь леса в период палеолита и неолита (каменного века в истории человека), как «густо» они были заселены тогда. Но вымерших диких животных - мамонтов, зубров, волосатых носорогов, гигантских оленей - было в изобилии. Из остатков перечисленных животных на территории Чернского района найдены отдельные кости мамонта учащимися Долматовской и Б-Скуратовской школ.
И хотя наш лесистый край был заселен редко в период каменного века, стоянки и орудия труда все же обнаружены. Летом 1907 г. археолог Евсеев И. Е., исследуя Шлыковские (Тшлыковские) курганы на правом берегу Зуши, обнаружил становище неолитического человека. Каменные орудия, сделанные из местного известняка и кремня - топоры, долота, мотыги, отбойники, скребки, проколки - во множестве встречались в насыпи курганов на поле всего могильника. До возникновения могильника здесь явно было становище и, по-видимому, мастерская человека каменного века V - IV тыс. до н. э. Геолог Кром и местные жители здесь находили наконечники стрел, каменные топоры (фатьяновского типа), глиняные бусы (переданы в Мценский краеведческий музей). В 1970 г. непродолжительный поиск учащихся Долматовской школы дал им каменную проколку и кремневый, отжимник. И, конечно, более тщательное изучение Тшлыковского становища может дать ценный материал не только для истории нашего края.
Орудия труда человека эпохи неолита найдены и в других местах района. Каменный топорик у д. Слободка (хранится в Полтевской школе), каменный топор у д. Живой ключ (Русинская школа), каменный топор у д. Петровское (хранится в Чернском краеведческом музее), топоры, тесло, кинжал, остроконечник, наконечники стрел, нуклеус - всего двенадцать предметов - найдены в районе Кудиново, Ползиково, Старухино, Прудище учащимися Долматовской школы. Как они могли оказаться здесь, так далеко от Тшлыковского становища? Видимо стоянки были и в других местах по р. Снежедь, Чернь, у озер, и их нужно искать. А в лесных дебрях каменный топор - уже без топорища - остался лежать до наших дней как могильный памятник на месте последней смертной схватки удалого охотника с рассвирепевшим зверем, как указатель того места, где окончил свой трудный жизненный путь человек всего в 30 - 40 лет от роду.
Современные археологические данные дают основание утверждать, что в эпоху камня человек селился в поймах рек на берегах озер, ибо рыбная ловля, вместе с охотой, была основным источником существования. Рыбу ловили, перегораживая малые речки. В крупных водоемах рыболовство еще не было освоено.
Все находки эпохи камня можно отнести к белевской культуре, которую совсем недавно выделили из культуры ямочно-гребенчатной керамики. Но белевская культура изучена только по р. Оке. Как далеко распространяется она по притокам Оки, археологам еще неизвестно, и учителя истории должны внести свой посильный вклад в изучение этой культуры. Характерными признаками ее являются использование в изготовлении орудий труда длинных и крупных ножевидных пластин, долгое сохранение наконечников стрел из огневидных пластин с необработанным или частично растушированным рабочим краем, с коротким черенком. Сосуды выделывались из глины с примесью толченой древесины, обжиг хороший, в орнаменте преобладает длинноовальный и ромбический штамп.
Нужно отметить, что развитие племен в нашем крае сильно задержалось. Здесь еще господствовал камень, тогда как у соседних, южных племен бронза вытеснялась железом.
Многим, кто бывал в д. Тшлыково, довелось слышать несколько легенд о загадочных курганах, что расположены на правом берегу Зуши в 1,5 км. от д. Тшлыково. Одни старожилы поведают вам о страшной сече русских с татарами при защите стольной Москвы и что покоятся в них косточки русские и татарские.
«Набегали татары, хватали старого и малого, корыстовались нашим добром». Другие скажут, что это был сторожевой сигнальный пункт на южной границе Московского государства. Третий - что курганы принадлежали чужеземцам. «Эти нехристи жили не по-нашему, да и хоронили их, как видите поверх земли; знать земля их не принимала».
Какой из трех легенд отдать предпочтение, какая соответствует действительности, как проверить их достоверность?
Только археология дала исчерпывающий ответ о достоверности всех трех легенд. Дело в том, что на территории Чернского края имеются курганы трех видов: могильники-захоронения вятичей, братские могилы воинов и курганы - сторожевые притоны.
Самыми первыми «исследователями» курганов были кладоискатели, которые, конечно, только губили историческую научную ценность их. «В наших курганах нечего искать: земля да кости: изредка попадается кусок ржавого никуда не годного железа,» - говорили они. Да крестьяне случайно выпахивали сохой древние предметы.
Попытку научного описания и учета всех курганов еще в 1851 г. сделал тульский краевед И. П. Сахаров. Раскопки же были начаты только в 1888 г., когда госпожа Лаврова Е. В. раскопала один (из 15) Тшлыковский курган, в котором было обнаружено несколько захоронений на горизонте трупосожжений на стороне. Через десять лет орловский археолог И. Е. Евсеев раскапывает здесь пять курганов с захоронениями трупосожжений на месте и на стороне. Данные этих раскопок были подтверждены раскопками В. А. Городцова и П. С. Ткачевского.
Теперь из Тшлыковских курганов не раскопан лишь один, а сохранилось их только 8. Они вытянуты в одну линию вдоль поймы реки Зуши, а когда-то они занимали площадь 3 га. Уже это одно могло наводить исследователя на мысль, что курганы не могли быть единовременным захоронением после битвы.
Какую же оценку дает история Тшлыковским курганам. Ведь вещей в них почти не найдено (бусы, голубое стекло, остатки досок), и установить кому они принадлежали почти невозможно. Но славянская летопись «Повесть временных лет» прямо указывает, что это захоронение вятичей VI - X веков, что у вятичей «аще кто умряше, творяху тризну над ним, и по семь творяху кладу велику, и возложахуть и на кладу, мертвеца сожжаху, и по семь собравше кости вложаху в судину малу, и поставяху на столпе на путех, еже творять вятичи и ныне».
Курганы показывают постепенное развитие погребения у вятичей от трупосожжений на стороне через трупосожжение на месте до трупоположения. В некоторых курганах все три типа чередуются. А легенда о захороненных «чужеземцах» вполне соответствует действительности: для христиан, среди которых возникла легенда, язычники-вятичи были чужеземцами.
Тшлыковские курганы имеют высоту от 1 до 3,5 м. Сооружались они из земли, взятой на месте и частично подвезенной со стороны. Археолог А. И. Кельсиев подсчитал, что для сооружения маленького кургана достаточно дневной работы 5 — 6 мужчин, среднего - 20 – 30 мужчин, большого 150 мужчин в течение трех – четырех дней. Нынешний обычай, обязывающий провожающим бросить горсть земли на гроб, есть, разумеется, пережиток от тех времен.
Посещали и частично исследователи один Тшлыковский курган учащиеся Долматовской школы, где обнаружили слой обожженной почвы, угли и обугленные кости. Жаль, что эти оставшиеся памятники все больше опахиваются и также могут быть уничтожены, а их нужно сохранить.
Курганы к западу от Чаплыгинского городища (в 2 км. к северу от с. Тургенева) имеют совершено другую историю. Это действительно захоронение воинов. Сейчас они распаханы и имеют высоту 40-70 см. и 30-50 м. в окружности. Местные жители д. Гвоздево часто выпахивали здесь наконечники копий, уборы уздечек, предметы от седел, бубенчики, сабли, мечи. Рассказывают, что в одном кургане захоронены русские, в двух маленьких - татары. Эти курганы в 1938 г. раскапывались экспедицией Тульского краеведческого музея, которая обнаружила в них такие же предметы.
Конечно, есть еще курганы и в других местах нашего района, и они ждут пытливых учителей – историков, чтобы открыть им свои тайны.
Сравнивая только два памятника нашего края, расположенных в одном и том же месте, Тшлыковское становище неолита и Тшлыковские курганы вятичей, мы могли заключить, что к VI в. развитие племен нашего края шагнуло далеко вперед. Насыпая курган, вятич уже не обращал внимания на кремневые орудия труда: значит у него уже были более современные орудия. Отсюда появление свободного времени, которое можно было уделить и на духовную сторону жизни – увековечить память о своих предках созданием могильников, созданием погребальных обрядов. Но жизнь оставалась еще очень и очень тяжелой. Вот почему край был заселен очень редко. Основным местом обитания опять оставались поймы рек.
Н. Г. Трофимов

https://naritg3.forum2x2.ru

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения